Конспект занятия. Тема: «Как устроен человек» «Необыкновенная одежда для человека»
Старшая группа
Познавательное развитие (окружающий мир).
Цель: сформировать первоначальное представление о свойствах кожи и ее значении для человека.
Задачи:
Образовательные.
- Познакомить детей со свойствами кожи, ее внешним строением и защитными функциями.
- Повысить осведомленность детей в вопросах по уходу за своим телом.
Развивающие.
- Развитие познавательного интереса; развитие связной речи детей, развитие сенсорных способностей (тактильных ощущений).
Воспитательные.
- Воспитывать навыки организованного поведения, умение детей слушать и слышать воспитателя, друг друга, отвечать на вопросы, не перебивая собеседника, воспитывать желание заботиться о своём теле.
Материал: коробочка с кусочками ткани, иллюстрации, нарисованные человечки (Здоровячок, Доктор Градусник), лейка, 2 стакана, вода для опытов с водой, полотенце на каждого ребёнка, альбом для создания книги здоровья.
Дети заходят в группу и здороваются с гостями.
Воспитатель обращает внимание на коробку.
- Ребята, посмотрите какая интересная коробка. Кто-нибудь знает, что в ней и откуда она появилась? (Ответы детей.)
- А как узнать?
- Давайте откроем и посмотрим, что в ней находится.
(В коробке фигура нарисованного человечка – Здоровячок (знакомый для детей персонаж); разные лоскутки ткани).
Ребята, кто это? Вы его узнали? Да, это наш Здоровячок.
- Ребята, а в коробке ещё что-то лежит.
Воспитатель достаёт кусочки ткани и спрашивает, что это и для чего может пригодиться. (Ответы детей.)
Делаем обобщение, что это кусочки ткани, из ткани шьют одежду.
Ребята, эти лоскутки непросто так появились – это Здоровячок приготовил для нас новую загадку.
Здоровячок, хочет выяснить есть ли такая одежда, которая бы нас защищала, не промокала под самым сильным дождём, не впитывала в себя влагу, в которой в жару не было жарко и к тому же, чтобы она не выцветала, не мялась и её можно было бы носить хоть сто лет.
- Ребята, а мы можем из этих лоскутков сшить такую одежду? Как вы думаете? Почему? (одежду сшить можем, но в одной холодно в мороз, другая промокнет от дождя, может износиться, порваться….)
- Ребята, а как вы думаете существует такая необыкновенная одежда?
(Ответы детей.)
Загадка про кожу:
Наше тело покрывает,
От ненастья защищает,
Будем чаще её мыть, чтобы нам красивей быть.
(Это наша кожа.)
Я думаю, что это кожа, но надо проверить. А как мы можем это сделать?
- Хотите узнать что-то интересное о нашей коже?
(Дети садятся полукругом на стульчики перед магнитной доской, Здоровячок будет нашим наблюдателем.)
- Ребята, а зачем человеку нужна кожа и какая от неё польза? (ответы детей)
1. Рассматривание кожи
- Какого цвета наша кожа?
Ответы детей (светлая, шоколадная, бежевая, телесная…).
Бывают люди с тёмной кожей.
Волнение, страх, боль заставляют кожу покраснеть или побледнеть.
На коже бывают веснушки.
(Показ иллюстраций.)
- Одинаковая ли толщина кожи на разных местах?
Обследуем кожу на ладони и на тыльной стороне кисти. Потрогайте кожу на щеках, на шее, на локте. (Дети обследуют.)
- Везде кожа одинаковая? (Ответы детей.)
Вывод: по толщине кожа разная.
2. Как прикреплена кожа
- Теперь проверим, где прочнее кожа прирастает к телу.
Оттянем кожу (на тыльной поверхности) сверху кисти и на ладони. Где сильнее оттягивается? (Сверху.)
Обследуем кожу на локтях, когда рука вытянута и согнута. (Кожа эластичная, растягивается, поэтому легко сгибаем руку в локте.)
- Где кожа прирастает плотно? (На ладони, на пальцах, на лбу.)
Вывод: в разных местах тела кожа прикрепляется по-разному.
3. Всё ли тело покрыто кожей?
- Всё ли наше тело покрыто кожей? Посмотрите внимательно на себя, своего соседа и решите, есть ли участки тела, не покрытые кожей? (Это глаза, ногти.)
Давайте с вами проведём опыты. У нас сегодня в группе маленькая лаборатория, отправимся в неё, вы будете моими помощниками.
(Дети проходят к столу на котором стоит миска, лейка.)
- Ребята, мы с вами сказали, что было бы хорошо иметь необычную одежду, которая не промокает, а действительно ли наша кожа подходит для такой одежды? Давайте узнаем.
(Воспитатель из лейки поливает на руки детей водой.)
- Что произошло с нашей кожей? (руки мокрые…)
- Да, ребята мы говорим руки мокрые, но только сверху, а внутрь кожи попала вода? (Нет, капельки скатываются…)
-Ребята, что с нами происходит, когда мы слишком тепло одеты и много двигаемся? (Потеем.)
- Как вы думаете, почему мы потеем?
- Оказывается, наша кожа помогает нашему организму охлаждаться!
- Намочите кожу на одной руке водой, а на другой оставьте сухой.
Подуйте на кожу обеих рук.
Какой руке прохладнее? Верно, мокрая!
Какой делаем вывод? Верно, когда на коже человека появляется пот, он охлаждается.
Значит кожа помогает человеку охлаждаться и не промокает.
Ребята, к нам спешит доктор Градусник и напоминает нам, чтобы мы сделали оздоровительную гимнастику.
(Упражнение на дыхание «Надуем мячик», самомассаж- «Весёлый носик», «Мытьё головы», «Ушки», «Губки».)
Ребята, а как надо ухаживать за кожей? (Ответы детей.)
Что надо делать, когда нечаянно поранил кожу? (Например, ушиб и поцарапал коленку.)
(Ответы детей)
(Приложить холодное, промыть, очистить ранку от грязи, обработать, помазать зелёнкой, йодом и т.д.)
Кожа надёжно предохраняет наши внутренние органы от повреждений, принимая на себя толчки и удары, царапины и ожоги защищает нас от микробов.
(Советы Доктора Градусника.)
Дети, запомните следующие правила ухода за кожей:
- Нужно каждый день ополаскиваться тёплой водой, регулярно мыться с мылом и мочалкой.
- Если кожа у тебя чешется или ты поранился, ушибся, обязательно скажи об этом родителям.
- Не играй со спичками и с огнём, иначе ты можешь сильно обжечься.
- В холодную погоду защищай кожу от обморожения. Особенно береги от мороза пальцы рук и ног, кончик носа и уши.
- Летом нельзя слишком долго загорать под солнцем, это может привести к опасному ожогу кожи.
- Ешь больше свежих овощей и фруктов, пей много молока. Твоя кожа будет чистой и гладкой, если ты будешь получать с пищей достаточно витаминов.
Ребята, как вы считаете мы помогли Здоровячку?
- Есть у человека необычная одежда, которая защищает нас, не промокает от воды, не пропускает влагу и носим мы её всю нашу жизнь? (ответы детей)
Давайте вспомним, что мы узнали сегодня о коже?
На доске карточки с иллюстрациями о пройденном материале.
Ребята, для того, чтобы мы ничего не забыли, я предлагаю наши карточки поместить в альбом -это будет наша книга.
И в дальнейшем всю информацию о человеке, мы будем собирать в эту книгу. Давайте придумаем название (предложения детей, например
«Азбука здоровья»).
Литература:
1) Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для детей 5-8 лет/Ярославль: Академия развития, 2002.
2) Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
3) Формирование представление о себе у старших дошкольников: игры –занятия/ авт.-сост. М.Н.Сигимова. – Волгоград: Учитель, 2009.