Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 1 "УМКА" Артемовского городского округа

Главная Сведения об образовательном учреждении Инклюзивное образование (образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов) Информация об инклюзивном образовании

Инклюзивное образование

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст. 2 п. 27 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ).

Организация образовательной деятельности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в МБДОУ «Детский сад № 1 «Умка» Артемовского городского округа осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования», локальными актами дошкольного учреждения.

Реализация инклюзивного образования в МБДОУ «Детский сад № 1 «Умка» Артемовского городского округа осуществляется через следующие формы работы:

1. Консультационный пункт для родителей (законных представителей) и детей, не получающих услуги дошкольного образования в учреждениях.

Консультационный пункт является одной из форм оказания помощи семье в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.

Консультационный пункт создан для родителей (законных представителей) и детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет, не являющихся воспитанниками МБДОУ «Детский сад № 1 «Умка» Артемовского городского округа, проживающих на территории, закрепленной за МБДОУ «Детский сад № 1 «Умка» Артемовского городского округа.

Консультационный пункт создан в целях обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания консультативной и методической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому, по вопросам воспитания, обучения и развития детей и успешной социализации детей, не посещающих МБДОУ «Детский сад № 1 «Умка» Артемовского городского округа.

Основными задачами Консультационного пункта являются:

- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;

- оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих МБДОУ «Детский сад № 1 «Умка» Артемовского городского округа;

-  повышение социально-педагогической компетентности родителей (законных представителей), воспитывающих детей дошкольного возраста на дому;

- обеспечение детей, не посещающих МБДОУ «Детский сад № 1 «Умка» Артемовского городского округа, равным стартовым возможностям при поступлении в школу.

2. Психолого-медико–педагогический консилиум учреждения.

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом детского сада и Положением, утвержденным руководителем образовательного учреждения.

Психолого-медико-педагогический консилиум — это организационная форма взаимодействия всех участников психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в образовательной организации, в рамках которой происходит разработка стратегии и планирование конкретного содержания и регламента психолого-педагогического сопровождения воспитанника, определенных групп детей.

Цель ПМПк - обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.

Задачи психолого-медико-педагогического консилиума:

-  выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии детей;

-  выявление актуальных и резервных возможностей ребенка;

- подготовка необходимых документов для детей, нуждающихся в специальном коррекционном сопровождении;

- выявление детей, нуждающихся в дополнительной помощи со стороны педагога-психолога и других специалистов;

- анализ развития и обучения тех детей, которые, несмотря на запрос к консилиуму со стороны педагогов или родителей, не нуждаются в дополнительной специализированной помощи,

- формирование рекомендаций для родителей, педагогов по организации помощи детям методами и способами для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения;

3. Группа кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (далее ГКП).

ГКП создана с целью обеспечения реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на получение дошкольного образования, оказания систематической психолого-педагогической помощи детям с нарушениями психофизического развития, социальной адаптации и консультативно-методической поддержки родителей.

Задачами ГКП являются:

- охрана жизни и сохранение психоэмоционального здоровья воспитанников;

- обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников;

- осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей;

- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) и взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

В основе педагогической классификации таких нарушений лежит характер особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии и степень нарушения.

Наше дошкольное учреждение посещают дети с различными нарушениями.

Получение детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для детей-инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (согласно Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»).

Под специальными условиями для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Основанием для создания специальных условий для обучения детей с ОВЗ и инвалидностью служат нормативные требования; заключения ТПМПК – для обучающихся с ОВЗ (п.23 Положения о ПМПК); индивидуальная программа реабилитации или абилитации – для детей-инвалидов.

К специальным условиям обучения для детей с ОВЗ и инвалидностью (согласно с частью 3 статьи 79 Федерального закона № 273-ФЗ относятся:

- специальные образовательные программы и методы обучения (под специальными образовательными программами понимаются адаптированная образовательная программа дошкольного образования одной категории воспитанников или адаптированная образовательная программа);

- специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы;

- специальные технические средства обучения;

- присутствие ассистента (помощника), который оказывает обучающимся необходимую техническую помощь;

- групповые и индивидуальные коррекционные занятия;

- доступная среда (беспрепятственный доступ в здание и на территорию.