Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 1 "УМКА" Артемовского городского округа

Главная Методическая копилка Мироновой Валентины Николаевны Методическая копилка Обобщение педагогического опыта работы

Передовой педагогический опыт работы

Тема: «Формирование навыков здорового образа жизни у

дошкольников в процессе внедрения здоровьесбеоегающих технологий в

контексте валеологического воспитания»

Выполнила: Миронова В. Н.

                                                                               

2020

 

               СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Введение.

Глава 1. Здоровьесберегающие технологии.

1.1. Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ.

1.2.Использывание здоровьесберегающих технологий в процессе физического развития и воспитания дошкольников.

Глава 2.Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников в контексте валеологического воспитания.

2.1. Содружество с семьей.

2.2.Работа с педагогами.

2.3.Результативность программы по здоровьесбережению детей.

  1. Уровень физической подготовленности детей - 2020 – 2021 г.
  2. Статистика посещения детьми групп здоровья.

Список используемой литературы.

Приложение.

 

Введение

Данная работа посвящена развитию формирования навыков здорового образа жизни у дошкольников в процессе внедрения здоровьесберегающих технологий в контексте валеологического воспитания. Здоровьесберегающее направление предполагает формирование у дошкольников осмысленного отношения к здоровью как важной ценности, реализацию комплекса здоровьесберегающих технологий в ходе воспитательно-оздоровительного процесса, создание психолого-педагогических условий развития двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности.Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на достижение хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка. В процессе физического воспитания одновременно решаются и задачи разностороннего развития (умственного, нравственного, эстетического, трудового). Правильное физическое воспитание детей - одно из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Пи в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. Целью физического воспитания является формирование у детей здорового образа жизни

Современные темпы развития общества предъявляют все более высокие требования к человеку и объему его деятельности, вопрос резкого и значительного повышения физического и духовного потенциала становится первостепенным. В системе общекультурных ценностей высокий уровень здоровье человека во многом определяет возможность освоения им всех остальных ценностей, и в этом смысле является основой, без которой сам процесс развития человека малоэффективен. Следует отметить, что сохранению и укреплению здоровья способствует система здоровьесберегающих форм жизнедеятельности человека - здоровый образ жизни,  который закладывается с раннего возраста.  Поскольку качества,

привитые с детства, всегда оказываются наиболее прочными и активно воздействуют на весь дальнейший процесс формирования личности. На формирование системы знаний и умений в области познания ребенком самого себя, своих возможностей и способов их развития и приумножения наибольшее влияние оказывают образовательные учреждения, на которые возлагаются задачи по формированию культуры здорового образа жизни, исходя из естественно-социальных основ здоровья и осознания права и ответственности общества за здоровье детей. Обобщение опыта деятельности различных видов образовательных учреждений по формированию культуры здорового образа жизни детей показало, что недостаточно изученными являются вопросы, связанные с организационно-содержательными условиями формирования навыков здорового образа жизни воспитанников учреждений дошкольного образования. Все это позволило определить проблему формирования навыков здорового образа жизни воспитанников дошкольного образования в процессе оздоровительной физической культуры.

Данная проблема выступает в качестве целой системы вопросов, принципиальные аспекты которых находят отражение в отечественной и зарубежной философской, социологической, психолого-педагогической литературе, и занимает существенное место в общем комплексе научных исследований. Физкультурно-оздоровительную деятельность детей в режиме дня образовательного учреждения изучали Л.Л.Головина, Ю.А.Копылов. Мониторинг результатов проведения здоровьесберегающих мероприятий, анализ в оздоровительной физкультуре наиболее полно были раскрыты в работах В.В.Зайцевой, В.Д.Сонькина. Вопросы формирования и воспитания культуры здорового образа жизни детей рассмотрены в работах Н.А.Амосовой, А.Г.Комкова, М.Я.Виленского.

Анализ философской, педагогической и специальной литературы по проблеме формирования навыков здорового образа жизни ребенка, а также изучение реального состояния проблемы в опыте работы учреждений
дошкольного образования подтверждают существование противоречий: между общественной необходимостью формирования навыков здорового
образа жизни подрастающего поколения и недостаточным уровнем, и
объемом        индивидуального    знания    личной    физической    культуры

большинства людей. Между содержанием существующих программ по физическому воспитанию детей, учитывающих часто лишь физическое развитие ребенка и современными требованиями к физкультурно-оздоровительной деятельности, направленной на формирование навыков здорового образа жизни.

Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена, как объективной необходимостью создания системы здоровьесберегающих мероприятий по формированию навыков здорового образа жизни воспитанников, так и недостаточной разработанностью многих аспектов данной проблемы на теоритическом и методическом уровнях. В этой связи возникает проблема: каковы организационно-содержательные условия физкультурно-оздоровительной деятельности в формировании культуры здорового образа жизни воспитанников дошкольного образования.

Необходимость разрешения данных противоречий обусловила выбор темы исследования: «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников в процессе внедрения здоровьесберегающих технологий в контексте валеологического воспитания».

Цель исследования- разработать и теоретически обосновать организационно-содержательные условия физкультурно-оздоровительной деятельности по формированию навыков здорового образа жизни воспитанников.

Объект исследования - физкультурно-оздоровительная деятельность в дошкольном учреждении.

Предмет исследования - процесс формирования навыков здорового образа жизни дошкольников в процессе внедрения здоровьесберегающих технологий. В основу исследования положена гипотеза. Согласно которой формирование навыков здорового образа жизни дошкольников может осуществляться более эффективно, если будут, обеспечены следующие условия:

  • Соответствие материально-технических возможностей учреждения задачам физкультурно-оздоровительной деятельности, направленной на формирование здорового образа жизни дошкольников;
  • Определение основных критериев сформированности культуры здорового образа жизни;
  • Разработка программ физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях ДОУ на основе следующих принципов: системности, доступности, интегративности, соответствия и с учетом региональных особенностей;
  • Взаимодействие с семьей дошкольников, с целью формирования у них основ знаний и умений по использованию средств физической культуры в сохранении и укреплении здоровья всех членов семьи.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи.

  1. Выявить особенности процесса формирования навыков здорового образа жизни детей с использованием средств физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях ДОУ.
  2. Внедрить здоровьесберегающие технологии в работу по физической культуре.
  3. Привить детям тенденцию сознательного отношения к своему здоровью.

 

Глава 1. Здоровьесберегающие технологи

1.1 Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ

Охрана и укрепление здоровья детей. Формирование привычки к здоровому образу жизни были и остаются задачей детских садов.

Опираясь на задачи охраны и укрепления здоровья детей, поставленные в Концепции дошкольного воспитания, поставила перед собой три основные задачи:

  • Сохранить здоровье детей;
  • Создать условия для их своевременного и полноценного психического развития;
  • Обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного возраста.

В связи с этим, я организовала разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализую комплекс воспитательно-оздоровительных и оздоровительных мероприятий.

Реализация модели формирования здоровья детей обеспечивается:

  • Направленностью вопитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование;
  • Комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;
  • Созданными оптимальными педагогическими условиями пребывания детей в МДОУ;
  • Формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства

• Здоровьесберегающее направление предполагает формирование у дошкольников осмысленного отношения к здоровью как важной ценности, реализацию комплекса здоровье, сберегающих технологий в ходе воспитетельно-образовательного процесса, создание психолого-педагогических условий развития двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности.

Планомерное сохранение и развитие здоровья в условиях нашего МБДОУ осуществляется по нескольким направлениям:

1. Лечебно-профилактическое (витаминотерапия, аромотерапия, работа   в группах здоровья)

2. Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режем, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, использование приемов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов)

3. Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных особенностей и интересов; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т.п.)

4. Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания (знания о здоровье, умения сберегать поддерживать и охранять его, формирование осознанного отношения к здоровью и жизни).

Этапы работы

1. Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыкам, а также здоровьесберегающей среды МБДОУ.

2. Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в МБДОУ.

Использование в режиме дня:

  • Отдельных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей;
  • Различных оздоровительных режимов (в летний период);
  • Комплекса закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по «дорожкам здоровья», профилактика плоскостопия; хождение босиком,  максимальное пребывание детей на свежем воздухе);
  • Физкультурных занятий всех типов;
  • Оптимального двигательного режима. Кроме традиционной двигательной деятельности детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки, музыкально-ритмические занятия) мы включаем в воспитательно-образовательный процесс технологии оздоровления и профилактики;

а) пятиминутка здоровья;

б) двигательные переменки между занятиями;

в) проведение дней здоровья;

г) физкультурно-спортивные праздники в зале и на улице;

д) занятия в группах здоровья.

3. Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.

На информационных стендах для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств. Родители предлагают комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и елкой моторики, пальчиковые игры.

Родители привлекаются к участию в физкультурно-массовых мероприятиях дошкольного учреждения.

4.Конечные результаты:

  • Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников;
  • Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;
  • Формирование у дошкольников основ валеологического сознания, потребности заботиться о своем здоровье;
  • Обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей;
  • Улучшение соматических показателей здоровья дошкольников.

1.2.Использование здоровьесберегающих технологий в процессе физического развития и воспитания дошкольников

По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний, состояние здоровья и физического развития детей - дошкольников за последнее десятилетие значительно ухудшилось. К моменту поступления в школу наблюдается тенденция роста хронической заболеваемости у детей ухудшения показателей физического и психологического здоровья. Сущность здоровьесбережения состоит в том, чтобы найти возможности для улучшения физического и психологического здоровья детей еще до того, как оно будет нарушено.

Условно разделив работу по здоровьюсбережению на два компонента. Можно обозначить следующее их содержание:

  1. формирование здорового образа жизни на основе валеологичаского воспитания, включающего изучение своего организма, освоение гигиенических навыков, включение в процесс самопознания на личностном уровне у дошкольников, формирование представлений о способах обеспечения безопасности жизнедеятельности и др.;
  2. создание условий, при которых физическое воспитание. Двигательная активность являются мощным стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка через активное включение дошкольника в систему занятий физическими упражнениями, которые обеспечивают устойчивый интерес к самопознанию и самосовершенствованию во всех видах физкультурно-оздоровительной работы.

К механизмам реализации здоровьесберегающих технологий, которые позволяют реализовать оба направления работы с детьми, можно отнести:

  1. специально подобранные физические упражнения во всех формах физкультурно-оздоровительной работы.
  2. интеграция данных физических упражнений и приемов здоровьесбережения в другие режимные моменты.
  3. дополнительные средство для обеспечения здорового ритма жизнедеятельности и осуществления разных видов двигательной активности группы воспитанников.

Естественно, что в первую очередь, при внедрении здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс, необходимо начинать с изменения подхода к организации двигательной активности детей и проведению физкультурных занятий.

Занятия по физической культуре направлены на освоение определенного объема двигательных навыков и мало способствуют оздоровлению и еще меньше - здоровьесбережению, в связи с этим встал вопрос о поисках путей проведения профилактики нарушений физического и психологического здоровья. Исходя из данной проблемы, мною были обозначены задачи, которые может решать любая здорвьесберегающая технология в процессе проведения физкультурных занятий:

  1. укрепление физического и психологического здоровья детей;
  2. гармоничное развитие всех частей опорно-двигательного аппарата и личности ребенка;
  3. формирование правильной осанки и эмоциональной стабильности;
  4. формирование привычки к здоровому образу жизни и оптимизация процесса воспитания и обучения.

Для реализации поставленных задач я использую комплекс специальных упражнений. Он опирается на разработки таких исследователей как Аверина Е. И., Карту шина М.Ю., Козлова С.А., Маргунова О.Н.

Движения тела и пальцев, или телесных упражнения. В содержание занятий входят также физминутки, игры, направленные на развитие мелкой моторики рук, тренинги, элементы йоги, дыхательные упражнения, самомассаж, азбуку тела, восточную гимнастику, психогимнастику и т.д.

При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. Происходит обогащение и дифференциация сенсорной информации, поступающей от органов чувств, мышечных и двигательных рецепторов.

Дыхательные упражнения. Они улучшают ритм функционирования функциональных систем организма, развивают самоконтроль и произвольность. Нарушения ритмов организма могут привести к нарушению психического развития ребенка. Умение произвольно контролировать дыхание развивать самоконтроль над поведением.

Игры и эстафеты с изображением пальцами цифр и букв. При этом можно использовать не только упражнения из пальчиковой гимнастики, но и изображение букв и цифр с помощью рук, ног, всего тела; можно просить сделать нужный символ не одному, а двоим-троим детей или даже целой группе.

Коммуникативные упражнения. Они бывают трех типов:

  • индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контактов с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений;
  • парные упражнения способствуют «открытости» по отношению к партнеру, т.е. способности чувствовать, понимать и принимать его;
  • групповые упражнения дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности.

Упражнения для релаксации. Они могут проводиться как в начале занятия - с целью настройки, так и в конце - с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Они способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.

Апробация предложенного комплекса упражнений в ходе опытно-экспериментальной работы с детьми старшего дошкольного возраста доказали его эффективность: через три месяца работы с детьми уменьшился процент заболеваемости детей, улучшились показатели координации движений, индивидуальной и коллективной пространственной ориентировки в процессе выполнения физических упражнений, дети стали более уверенными в себе, улучшилась их самооценка (стала более устойчивой и положительной).

Пальчиковые игры

Что же такое пальчиковые игры? Все помнят стишок из детства: «мы писали, мы писали, наши пальчики устали...». Так учителя проводили физкультминутки на занятиях в детском саду. Этот стишок и есть прообраз пальчиковых игр. По своей сути пальчиковые игры- это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Это подвижные физкультминутки прямо за столом, веселые стихи, которые помогают детям стать добрее. Для лучшего восприятия стихи надо читать наизусть. Ничто не должно мешать детям слушать.

Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст. Конечно, если действовать по всем правилам, надо учить детей нажимать на запястьях и ладонях нужные точки, но это, же так скучно. А малыши-народ подвижный. Им необходимо, чтобы любая физкультминутка проходила весело, чтобы они могли представить себя маленькой хрюшкой, греющей на солнце брюшко, или веселой серенькой мышкой, которая в воскресенье будет праздновать свой день рождения. Не стоит забывать, что все дети - фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условности театрального действа.

Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с тем или иным органом.

Главная цель пальчиковых игр - переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что на прямую воздействует на умственное развитие ребенка. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития. Любые приемы- постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья- несут ребенку только здоровье.

ЙОГА   ДЛЯ    МАЛЫШЕЙ

Конечно, это не настоящий йога; Это всего лишь комплекс статических упражнений (поз), навеянных системой йогов и адаптированных для детей. В отличии от настоящей йоги, эти упражнения не обязательно выполнять все за один раз, а заниматься можно в любое время суток. Эти позы используют при различных заболеваниях. Выполняя те или иные упражнения, наш организм лечится от тех или иных заболеваний. Например:

1.  «МЕРТВАЯ   ПОЗА».   Лечь   на   спину, вытянуться, ноги   слегка
раздвинуть, руки положить вдоль тела, ладони открыты вверх. Спина прямая. Постараться расслабить каждую мышцу от кончиков пальцев ног до затылка. Подбородок опущен, рот закрыт.

Это упражнение рекомендуется выполнять с 3-4-х лет. Лежать необходимо на твердой поверхности, только тогда положение позвоночника будет правильным. В этой позе позвоночник находится в состоянии полного покоя, его кровоснабжение оптимально, улучшается питание головного и спинного мозга и всех систем организма. Снимается напряжение, накапливается энергия. Оставаться в этой позе можно 2-5 минут.

2.   «ПРОСТОЕ ПОТЯГИВАНИЕ»: Стойка свободная, ноги слегка
раздвинуты, руки опущены, спина прямая, глаза смотрят вперед. Переплести
пальцы, поднять руки над головой, вывернуть кисти ладонями вверх, сильно
потянуться и задержаться на несколько секунд. Это упражнение
рекомендуется детям с 4-5-ти лет, оно выполняется в любое время дня в
течение 3-5 минут.

3. «ПОЗА ПЛОДА»: Сесть, поджав ноги под себя, подошвы, стопы и
колени вместе. Наклониться вперед, чтобы лоб коснулся пола. Руки
вытянуты вдоль ног, ладони открыты вверх. Постараться расслабиться. Эту
позу можно делать с 3-4-х лет. В результате сдавливания органов брюшной
полости и нижних конечностей происходит перераспределение крови, полости и нижних конечностей происходит перераспределение крови, вследствие чего улучшается кровоснабжение всего позвоночника и головы. Эта поза способствует так же повышению защитных сил организма, улучшению зрения, нормализации психических реакций. Находиться в этой позе можно в течение 2-х минут.

4. «ПОЗА ЛЬВА». Сесть удобно, выпрямив спину; сидеть, либо поджав ноги под себя, либо на скрещенных ногах, либо на стуле. Резким движением сильно высунуть язык вперед и вниз, расширить глаза, напрячь все мышцы вокруг глаз и сильно вытянуть пальцы вперед. Выдержать позу в течение 5-ти секунд и медленно выйти из этого положения. Повторить 3 раза. Эта поза рекомендуется с 3-х лет. Упражнение улучшает кровоснабжение носоглотки. Это хорошая профилактика ОРЗ, ангин и всех простудных заболеваний.

5. «ВЫТЯГИВАНИЕ РУК И НОГ»: Поднять правую ногу назад и ухватить ее правой рукой. Вытянуть левую руку вверх и слегка назад; выгнуть корпус, повторить упражнение 2 раза. Затем переменить положение, взяв левой рукой левую ногу и поднять правую руку. Можно ежедневно в течение 3-5-ти минут выполнять детям 5-6-ти лет. Особенно хорошо делать это упражнение на свежем воздухе. Эти позы развивают ловкость, координацию движений, чувство равновесия.

6. ДЕРЕВО»: Встав прямо, руки вдоль тела, ноги вместе. Поднять правую. Ногу, сгибая ее в колене и скользя стопой по левой ноге; при этом колено направлено вправо. В конце движения подошва правой ноги упирается в бедро левой. Вытянуть прямые руки в стороны. Медленно поднять руки так, чтобы ладони соприкасались на темени. Задержаться в этом положение на 10 секунд. Сменить положение ног и повторить упражнение 2 раза.

Эту позу рекомендуется делать с 5-6-ти лет. Она способствует повышению концентрации внимания, а также развитию вестибулярного аппарата. При ее выполнении снимается нервное возбуждение.

7. «КОБРА»: Лечь лицом вниз подбородок на полу, ладони упереть в пол около плеч. Вдохнуть, упереться руками, изгибая спину как можно больше, и медленно поднять голову, глядя вверх. Удерживать бедра на полу. Задержаться в этом положение 10 секунд, затем медленно выдыхая, возвратиться в исходное положение. Отдохнуть и повторить упражнение раза.

Эту позу можно выполнять в любом возрасте. Она способствует правильному формированию грудного отдела позвоночника, органов дыхания и носоглотки, улучшает зрение, слух, внимание, снимает нервное возбуждение.

8. «НАТЯНУТЫЙ ЛУК». Лечь на пол, на живот, руки вдоль тела. Медленно выдыхая, захватить правой рукой правую голень, левой рукой захватить и удерживать левую голень и сделать плавный вдох. Прогнуть спину и приподнять бедра. Медленно выдыхая считать до 10-ти. Медленно опуститься на пол. Повторить это упражнение 2 раза. Выполнение этого упражнения требует некоторой тренировки.

Ребенок может выполнять эту позу с 4-5-ти лет, в результате чего у нег улучшается гибкость позвоночника, нормализуется работа органов грудной и брюшной полости, а также носоглотки, улучшается зрение.

9. «ПОЗА ПЛУГА». Лечь на спину, вытянуться, руки по сторонам. Сделать вдох. Опираясь на прямые руки, поднять прямые ноги и завести их за голову; делать выдох по мере сокращения брюшных мышц. Постараться коснуться пола за головой. Дышать глубоко и медленно. Оставаться в этой позе, пока не возникнет ощущение дискомфорта, затем согнуть ноги, выпрямить их вверх и медленно опустить, возвращаясь в исходное положение, с опорой на руки.

Эта поза рекомендуется детям с 5-6-ти лет для улучшения кровоснабжения головного мозга, улучшению памяти, внимания, зрения, дыхания.

10. «ПОЗА КУЗНЕЧИКА». Лечь на коврик, на живот, вытянуть руки, положив вдоль туловища, кисти сжать в кулаки у бедер. Крепко упираясь кулаками, поднять выпрямленную правую ногу и удержать ее в таком положение. Медленно опустить правую ногу и поднять левую. Сильно упираясь кулаками о пол, поднять обе ноги, удерживая их прямыми. Медленно опустить ноги, задержав движение на несколько секунд, когда ноги почти коснуться пола. Полностью расслабиться.

Выполнение этой позы, нормализует работу органов брюшной полости и таза, и улучшает их кровоснабжение. Рекомендуется детям с 4-5-ти лет.

11. «СТОЙКА НА ПЛЕЧАХ». Лечь на спину, вытянуться, руки вдоль туловища ладонями вниз. Используя руки как рычаги, медленно поднять ноги вверх, заведя их за голову. Упереть руки в спину. Основной упор на плечи, подбородок упирается в грудь. Согнуть ноги и опустить прямые руки на пол. Плавно опустить торс, выпрямить ноги и медленно опустить их на пол.

Ребенок сможет выполнять эту позу с 5-6-ти лет; поза гармонизирует развитие и координацию всех функций организма, стабилизирует вестибулярный аппарат, нормализует все системы организма.

ВЕСЕЛЫЙ     ТРЕЙНИНГ

Дети нуждаются в дополнительных физических нагрузках для определенных групп мышц. В предлагаемой системе на каждом занятии после основных движений выполняются игровые упражнения на ковре вместе с воспитателем в течении 2 минут. Упражнения способствуют развитию координации движений и дают нагрузку специальным группам мышц. Каждое упражнение для ребенка - это его маленькая победа в своем физическом совершенствовании. Наблюдение за выполнением упражнений дает возможность воспитателю оценить у каждого ребенка уровень физической восприимчивости тех или иных мышечных нагрузок, и, тем самым, индивидуализировать объем и количество повторений. Вместе с тем целый ряд упражнений требует физического напряжения в течение определенного времени, что может вызвать у детей ощущение рутинности физических тренировок. Поэтому все упражнения имеют названия, символизирующие на время его использования подражание каким-либо действиям различных персонажей из известных произведений и сказок, а также предметов, птиц, рыб, зверей, деревьев и т.п. Это позволяет детям лучше запоминать и качественнее выполнять упражнения. При этом выполнение упражнений и, особенно, повторений должно сопровождаться фразами и выражениями воспитателя, стимулирующими в сознании ребенка поддержание образа объекта подражания. Каждое упражнение выполняется в течение двух недель, то есть 8 раз, следуя от более легкого к сложному. Все они способствуют развитию или гибкости, или подвижности суставов, или укреплению определенных мышц шеи, рук, ног, спины, живота; улучшают кровообращение и способствуют развитию координации и осанки. Весь комплекс вместе с рисунками можно оформить в виде консультации для родителей, и предложить им выполнять эти упражнения дома вместе с детьми, что, несомненно, поможет повысить интерес детей и родителей к физкультурным занятиям.

Дыхательная гимнастика

Дыхание — это важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время. Дыхательная система детей несовершенна, и чем меньше ребенок, тем уже все дыхательные пути, а слизистая оболочка, их выстилающая, очень нежная, легко воспаляющаяся, даже под действием частиц пыли. При этом и без того узкие проходы становятся еще уже, и ребенку трудно дышать. Поэтому помещение в котором находятся дети, всегда должно быть хорошо проветрено. В чистом воздухе меньше микробов, уменьшается риск заболевания. Жизненная емкость легких тем меньше, чем меньше ребенок, а потребность в кислороде велика, поэтому ребенок часто и поверхностно дышит. Вот почему в комплексе физкультурно-оздоровительных упражнений необходимо включать дыхательную гимнастику.

Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие основные правила:

  • дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный эффект.
  • Необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении. Что увеличивает его положительное действие.
  • Дышать надо медленно, это необходимо для насыщения организма кислородом.
  • Выполнять каждое упражнение нужно не дольше чем оно доставляет удовольствие.

- Дышать надо носом.

Закаливание по методу Змановского Ю.Ф.

Контрастные воздушные ванны проводятся после дневного сна, процедура длится 12-15 минут и представляет собой перебежки из холодной комнаты в теплую с обязательным музыкальным сопровождением.

Применяется следующая методика. В спальном помещении открывается форточка на такой промежуток времени, чтобы к концу дневного сна температура воздуха в комнате достигала 13-16*С. В 15.00 дети просыпаются под звуки музыки, раскрывают одеяло и , лежа в постели, в течении 1-2 мин выполняют 3-4 физических упражнения:

-подтягивание к груди согнутых коленей с обхватом их руками;

-перекрестные движения рук и ног, поднятых перпендикулярно относительно туловища;

Покачивание согнутых коленей в правую и левую сторону с противоположным движением рук и др.

По команде педагога (хлопок в ладоши, удар в бубен) дети встают, быстро снимают спальную одежду и остаются в одних трусиках. Обувают чешки, которые заранее стоят у около кровати вместо комнатной обуви. После этого в течение 1-1,5 мин в прохладном помещении выполняют ряд движений с умеренной нагрузкой (бег, ходьба). Особое внимание уделяется подбору и использованию дыхательных упражнений.

Далее следует перебежка в групповую комнату - теплое помещение, в котором температура достигает 21-24*С. Деятельность детей в теплом помещении представляет несколько вариантов:

-разнообразные подвижные игры со словесным сопровождением педагога;

Подвижные игры с включением творческих элементов и воображения детей;

Выполнение тех же упражнений, что в холодной комнате, но в более спокойном темпе;

Различные виды ходьбы.

В теплом помещении упражнения и игры выполняются в спокойном темпе, чтобы дети не перегревались. Количество перемещений из одной комнаты в другую, с пребыванием в каждой 1-1,5 мин, составляет не менее шести. Процедура заканчивается перебежкой из «холодной» комнаты в «теплую» в ходе подвижных игр типа «Самолетики», «Перелетные птицы», «Спутники планет» и др.

Помимо всего, дети ходят босиком по «Дорожкам здоровья» и умываются водой из под крана (обтирают мокрой рукой шею, уши, грудь, руки по локоть).

«Психогимнастика»

Психогимнастика по методике М.И.Чистяковой прежде всего направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.

Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, легкими задержками психического развития и другими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни. Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражению. На психогимнастике каждый этюд повторяется несколько раз, чтобы в нем смогли принять участие все дети.

Основные задачи, которые можно решить с помощью психогимнастики:

  1. Обучение детей выразительным движениям.
  2. Тренаж узнавания эмоций по внешним признакам.
  3. Формирования у детей моральных представлений.
  4. Коррекция поведения с помощью ролевых игр.
  5. Снятия эмоционального напряжения.
  6. Обучение ауторелаксации.

Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой - либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяет деятельность психических функций - мышления, эмоций, подвижности, а с помощью комментариев педагога подключается еще внутреннее внимание детей к этим процессам.

Осваивать все фазы и части психогимнастики сразу очень трудно, поэтому можно начать, например, с гимнастики. Включив ее, как часть физкультурного занятия, или вместо утренней гимнастики. Отдельные этапы можно осваивать на разных видах занятий, как физкультминутки, игры - тренинги, а так же на прогулке.

На занятиях по психогимнастике все дети успешны, правильно все, что они делают, делая все по своему, как могут. В этом принципиальное отличие физических упражнений в психогимнастике от физкультуры. Занятия проводятся подгруппами по 6 - 7 человек и длятся от 26 минут до 1 часа 30 минут.

Педагогам целесообразно все упражнения и игры проигрывать на себе. Обращаем внимание на то, что все занятия строятся только на воображаемом материале, поэтому использование реальных шапочек для гномиков, например, крайне нецелесообразно, так как отвлекает внимание детей на атрибутику, превращает психогимнастику в игру, которая должна лишь лежать в ее основе.

Игровой массаж

Массаж - это один из самых удивительных способов воздействия на человеческий организм. Непродолжительное, всего несколько минут и, казалось бы, незначительное воздействие на поверхность тела влияет на работу множества органов. Конечно, массаж полезен в любом возрасте, но для детей он особенно важен. Массаж оказывает на организм ребенка разностороннее, исключительно благотворное воздействие. Под влиянием массажа с кожи по нервным путям направляются бесчисленные потоки импульсов, которые, достигают коры головного мозга, оказывают тонизирующее влияние на центральную нервную систему, в связи, с чем улучшается ее основная функция- контроль над работой всех органов и систем. Мощный тактильный раздражитель, каким является игровой массаж, оказывает существенное влияние на развитие положительных эмоций и становление двигательных реакций.

В игровом массаже используются все приемы классического массажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, легкие ударные приемы, некоторые приемы точечного массажа.

Различные приемы массажа оказывают различное действие на нервную систему: поглаживание, мягкое растирание и разминание - успокаивают нервную систему. Поколачивание и пощипывание оказывают возбуждающее действие.

Массируя тот или иной участок тела, мы массируем точки, которые на прямую связанны с теми или иными органами. Делая игровой массаж носу, следует знать, что нос - важнейшая рефлексогенная зона лица. Он связан с желудком, тонкой и толстой кишкой, селезенкой, нервной системой. Массируют нос с целью стимуляции деятельности головного мозга. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам.     Это    благоприятствует    психоэмоциональной    устойчивости    и физическому здоровью. Повышает функциональную деятельность мозга, тонизирует весь организм. Игровой массаж волшебных точек ушей основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Закаливающиц массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей всех возрастов. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно. Для этого используются дорожки здоровья, всевозможные раздражители по которым дети ходят босиком, скалки и т.д. Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Применяя в своей работе игровой массаж, мы растим детей здоровыми.

1.2. Применяемые здоровьесберегающие технологии.

       Азбука тела

        Азбука тела - это упражнения, с помощью которых увеличивается двигательная активность детей, осуществляется коррекция речи, развивается гибкость. Дети на слух и зрительно воспринимают название букв, и используя мышечное чувство и мышечное давление, изображают эту букву. И наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображаемую букву. В данном случае соединяется абстрактное представление буквы с мышечными ощущениями, благодаря чему условные связи в коре головного мозга укрепляются и впоследствии легко воспроизводятся движения, которые выполняются при показе той или иной буквы. Эти упражнения используются в заключительной части физкультурных занятий и утренней гимнастике.

Глава2: Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников в        контексте валеологического воспитания

Порой бывает трудно убедить ребенка не есть снег, мыть руки перед едой, хорошо пережевывать пишу, а не заглатывать ее целиком, чистить зубы, не смотреть долго телевизор и т.д. ребенку еще очень сложно установить взаимосвязь между болезнью и ее причинами. Медленность и долгая неочевидность обратных связей - одна из главных причин негигиенического поведения людей, пренебрежения здоровым образом жизни. Человек не ощущает своего здоровья, не знает предела его резервов, уровня качества и заботы о нем откладывает на потом.

Вопрос об обучении ребенка в детском саду сознательному отношению к своему здоровью - важная проблема. Для ее решения необходима работа со стороны взрослых по ознакомлению детей со своим телом, организмом, его возможностями и особенностями функционирования. При этом не предполагается подробное изучение с детьми курса анатомии и физиологии человека. Главная задача - поддержать имеющийся у детей интерес к собственному телу, его строению и функционированию, научить их помогать себе, бережно относится к своему организму и здоровью. Важно ребенка учить любить себя, свое тело, воспитывать в нем оптимистическое само- и мироощущение, что обеспечит более легкое, безболезненное вхождение малыша в социум и, как следствие, высокую жизненную активность. Современной ситуации ребенка следует ставить в позицию субъекта, творца собственной жизни, хранителя своего здоровья.

В процессе ознакомления детей с человеческим организмом решаются следующие задачи:

  • Сформировать   у   детей   адекватные   представления   об   организме человека (о строении собственного тела);
  • Создать у ребенка целостное представление о своем теле;
  • Научить «слушать» и «слышать» свой организм;
  • Помочь осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;
  • Формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;
  • Привить навыки профилактики и гигиены, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;

Самое интересное и непонятное для ребенка - это он сам. Кто я? Какой я? Что я могу делать? Что у меня внутри?...- это только небольшая часть вопросов, которые задают дети. Ответить на них самостоятельно он не может, ребенку необходима помощь взрослого человека.

В своей работе я использую программу ознакомления дошкольников с человеческим организмом «Я и мое тело» ( автор - С.Е.Шукшина) а, также материалы из программы С.А.Козловой «Я - человек».

Провожу с детьми старшего дошкольного возраста познавательные беседы, в которые включены сведения о внешнем и внутреннем строении человека. Познавательный материал преподносится детям в доступной для их понимания форме. Знакомя детей со своим телом важно использовать разнообразные жизненные ситуации, режимные моменты, для того чтобы показать ребенку, что «умеют» делать его руки, ноги, зачем нужны глаза, уши, язык, почему нужно одеваться в холодную погоду. Все эти занятия ребенок получает в соответствующей ситуации, и поэтому они ему понятны, легко запоминаются. Наглядное пособие обобщенно, исключает обилие конкретных     мелких     деталей, красочно     оформлено, эмоционально, привлекательно, способствует возникновению удивления, любопытства; эстетически выполнено.

Параллельно с физическим развитием идет обучение детей основам культуры здоровья. Валеологическии материал органично включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. С детьми разучиваются комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы, формируются навыки игрового самомассажа.

2.1. Содружество с семьей.

В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».

С уверенностью можно сказать что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если не реализуется в содружестве с семьей.

Уровень профессионального материнства педагогов определяется отношением семьи к детскому саду, к самим педагогам и их требованиям. Только при условии положительных результатов всей физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, родители начнут доверять рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт.

В совместной работе детского сада и семьи мы широко используем для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, анкетирование. Родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребенка.

Я организовала семинар-практикум для родителей детей, имеющих нарушение осанки. После проведенного для них занятия с использованием корригирующих упражнений, им рекомендуют специальные комплексы, которые они пытаются выполнить сами. В мастер-классе для родителей детей подготовительной группы был организован просмотр сюжетного занятия «Утро в лесу», на котором они смогли увидеть успехи своих детей.

Удачно проходят спортивные досуги с родителями «Папа, мама, я -спортивная семья», «Семейные старты». Кроме того, для родителей организуем, «Дни открытых дверей», когда они могут посетить любые мероприятие. Родители участвуют в походах и экскурсиях.

Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Движение - основа здоровья», «Как выработать у детей правильную осанку», профилактика плоскостопия и т.д.).

В дошкольном учреждении является традицией оставлять свои отзывы в книг отзывов и предложений. В ней много теплых слов в адрес сотрудников ДОУ. Таким образом, проводимая нами физкультурно-оздоровительная работа, позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течении всего пребывания в дошкольном учреждении, и приобщении к здоровому образу жизни.

 

АНКЕТА № 1

«Хотели бы вы, чтобы в детском саду велись дополнительные оздоровительные занятия» 

Фамилия, имя ребенка-----------------------------------------------------------------------

Возраст ------------------------------------------------------------------------------------------

Группа --------------------------------------------------------------------------------------------

Дата заполнения -------------------------------------------------------------------------------

1. Считаете ли Вы проведение работы по оздоровлению детей важнейшим компонентом в программе воспитания и образования дошкольников?

  • Да ---------------------
  • Не ставлю на первое место---------------
  • Нет--------------------

2.Согласны ли Вы с тем, что Вам не хватает опыта и знаний по вопросам оздоровления детей?

  • Да
  • Частично
  • Нет

3 .Используете ли Вы дома какие-нибудь методы оздоровления себя и вашего
ребенка? Какие?--------------------------------------------------------------------------------

4.3анимаетесь ли Вы дома физкультурой?

  • Да-------------
  • Иногда------------------
  • Нет-------------------

5.Какое закаливание ребенка проводилось с рождения до поступления в
детский сад: раннее плавание, влажное обтирание, обливание, сон на воздухе,
Массаж, гимнастика? (нужное подчеркните или впишите другое)--------------

-бКакую медико-педагогическую помощь Вы хотели бы получить в МДОУ

7.Хотели бы Вы, чтобы в группе были введены специальные оздоровительные занятия?

 

АНКЕТА № 2

Фамилия, имя ребенка-------------------------------------------------------------

Возраст--------------------------------------------------------------------------------------------

Группа---------------------------------------------------------------------------------------------

Дата заполнения-----------------------------------------------------------------------------

1 .Чувствуете ли Вы, что проводятся специальные занятия по оздоровлению?

  • Да
  • Нет

2.Использовал ли ребенок полученные знания, умения, навыки в домашней обстановке?

  • Да
  • Нет
  • Иногда

3.повлияли ли занятия на здоровье ребенка?

  • Да
  • Незначительно
  • Нет

4.Довольны ли Вы результатом?

  • Да
  • Нет

5.Хотите ли Вы продолжения углубленной работы по оздоровлению?

  • Да
  • Нет

б.Ваши предложения по оздоровлению детей в МДОУ?        

 

Итоговый лист по анкетам родителей

«Хотели бы вы, чтобы в детском саду велись дополнительные оздоровительные занятия».

 

критерии

Количество Ответов ДА

Количество Ответов НЕТ

Количество Ответов иногда

1

21

2

2

2

10

3

12

3

14

10

1

4

7

7

11

5

25

 

 

6

5

20

 

7

24

 

1

 

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

«КАКОЕ МЕСТО ЗАНИМАЕТ ФИЗКУЛЬТУРА В ВАШЕЙ СЕМЬЕ»

1. Ф.И.О.образование, количество детей в семье.

2. Кто из родителей занимается или занимался спортом? Каким?

З. Есть в доме спортивный снаряд? Какой?

4. Посещает ли ваш ребенок спортивную секцию? Какую?

5. Установлен ли для Вашего ребенка режим дня? (Да, нет)-----

6. Соблюдает ли ребенок этот режим? (Да, нет)--------

7. Делаете ли Вы дома утреннюю гимнастику?

  • Мама (да, нет)------
  • Папа (да, нет)---------
  • Дети (да, нет)----------
  • Взрослые вместе с ребенком (да, нет)--------
  • Регулярно или не регулярно.-------------------

8. Соблюдает ли Ваш ребенок дома правила личной гигиены (моет руки перед
едой, после туалета, умывается, чистит зубы и т.д.)?--------------

9. 3наете ли Вы основные принципы и методы закаливания? Какие?

10.Проводите ли Вы дома с детьми закаливающие мероприятия? (да, нет) —

11. Что мешает Вам заниматься закаливанием детей дома?

12. Кто из членов семьи чаще всего гуляет с ребенком?

13. Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада? (да, нет, иногда). —

14. Гуляет ли Ваш ребенок один, без взрослых? (да, нет, иногда).--------

15. Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни:

  • Подвижные игры
  • Спортивные игры
  • Настольные игры
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Музыкально-ритмическая деятельность
  • Просмотр телевизора
  • Конструирование
  • Чтение книг

Результаты анкетирования родителей «Какое место занимает физическая культура в вашей семье»

Было роздано анкет - 30 штук.

Ответили на анкеты - 25 человек.

18 человек (72%) занимались спортом.

У 13 человек (52%) есть дома спортивный снаряд.

Спортивную секцию хотели бы посещать, но не посещают из-за того, что нет секций раннего возраста.

У 21 человека (84%) установлен режим дня, но соблюдают его только 13 человек.

16 человек (64%) делают дома утреннюю гимнастику.

17 человек (68%) знают методы и приемы закаливания, 15 человек (60%) проводят закаливающие мероприятия дома.

ЗА ЗДОРОВЬЕМ   -БОСИКОМ

«Стопа - это фундамент, на котором стоит здание - ваше тело», - утверждал Гиппократ.

К сожалению, у современных детей с «фундаментом» возникает все больше и больше проблем.

Стопу можно сравнить с картой всего организма: нет таких мышц, желез, органов, которые не имели бы своего «представительства» на ней.

Современный ребенок не имеет возможности ходить по нервной поверхности, а значит, не раздражаются, не массируются многочисленные нервные окончания, расположенные на стопе. Именно поэтому на занятиях по физической культуре дошкольниками должны ходить, босиком по разнообразным поверхностям.

И такую возможность предоставляет, в частности, нехитрая в изготовлении массажная дорожка, которая очень эффективно стимулирует стопу и предупреждает плоскостопие.

Дорожка используется в групповых комнатах после дневного сна и в течении дня. Эту дорожку называют «Дорожкой здоровья».

ДОРОЖКА СОСТОИТ ИЗ ВОСЬМИ ЦВЕТНЫХ КВАДРАТОВ НАПОЛЬНОГО ПОКРЫТИЯ РАЗМЕРОМ 30*30СМ.

  • Первый квадрат: «следы» стоп из искусственного меха.
  • Второй квадрат: по всей поверхности пришиты пробки от бутылок.
  • Третий квадрат: жесткое напольное покрытие «трава».
  • Четвертый: канат уложенный змейкой.
  • Пятый: массажный коврик.
  • Шестой: пришиты пуговицы разного размера.
  • Седьмой и восьмой: по вашему желанию из любого раздражителя.

 

Работа с педагогами

В нашем детском саду продумана система всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства воспитателей. Она направлена на проффесиональное адаптирование, становление, развитие и саморазвитие воспитателей. Система методической работы детского сада включает разные виды деятельности, ориентированные на осознание, апробацию и творческую интерпретацию инновационных программ и технологий.

Одним из видов деятельности мы рассматриваем проведение педагогических совещаний, на которых воспитатели и специалисты имеют возможность не только узнать о деятельности коллег, но и систематизировать знания, осмыслить собственные подходы к работе.

Ежегодно одно из педагогических совещаний посвящено физкультурно-оздоровительной работе в детском саду. На педсовете рассматривался вопрос об организации активного отдыха детей. Был утвержден план летнее -оздоровительных мероприятий (походы, экскурсии, дни здоровья, развлечения). На педсовете «Приобщение к здоровому образу жизни», был организован смотр-конкурс на лучший физкультурный уголок и дорожки «здоровья».

Высокой активности педагогов способствуют консультации, семинары-практикумы, анкетирования, открытые занятия, проводимые мною.

Овладевая основами исследовательской деятельности, мною разработан учебно-тематический план занятий «Узнай свое тело».

Знакомясь с опытом работы педагогов, наши воспитатели посещают методические объединения. Но и наше дошкольное учреждение не остается в стороне от распространения передового педагогического опыта. На базе детского сада проводились методические объединения для инструкторов по физической культуре.

 

                       СЕМИНАР

«УРОКИ ЗДОРОВЬЯ. ВОСПИТАНИЕ ПОЛЕЗНЫХ КАЧЕСТВ И ПРИОБРИТЕНИЕ             ПРИВЫЧЕК ДЛЯ   СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ»

Основная задача ДОУ - охрана жизни, психического и психологического здоровья детей. Охрана жизни - это создание безопасных условий пребывания ребенка в детском саду. Психическое здоровье - не только отсутствие болезней или физических дефектов, а состояние полного душевного благополучия. Здоровье ребенка характеризуется полнотой проявления жизненных сил, интерес ребенка к играм, активность в игре, инициатива, самостоятельность. Чтобы обеспечить ребенка полноценным развитием в детском саду создаются необходимые условия:

УРОК ПЕРВЫЙ: СОЗДАНИЕ РЕЖИМА ДНЯ. То есть правильно распределить периоды бодрствования, сна, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Здоровье и дисциплина - напрямую зависят от соблюдения режима дня воспитателем. Например: не проведена зарядка - дети возбуждены, не знают чем занять себя в это время, шумят. Запаздывает еда, естественно сон более позднее - дети становятся в младших группах вялыми, в старших наоборот возбуждены. Все это отрицательно сказывается на нервной системе детей. Это выражается в том, что дети теряют аппетит, плохо засыпают. В типовых программах включен примерный режим дня и дополнительно указан распорядок жизни дома. В зависимости от сезона, климатических и местных условий, характера работы родителей режим дня в садах может быть изменен. Однако количество времени, отведенное на игры, занятия, прогулки, чередование различных видов деятельности при этом не меняются. Ребенок не сразу привыкает к режиму дня: от воспитателей и родителей требуется большая выдержка и терпение. Важно учитывать не только возраст, но и индивидуальные особенности детей, их прошлый жизненный опыт, состояние здоровья и нервной системы. Строгое соблюдение режима вырабатывает у детей, как называя И. П. Павлов динамический рефлекс. Что приводит к порядку, дисциплине. В некоторые моменты воспитатель должен требовать от детей тишины (еда, сон, занятия),  однако  нельзя в течении всего дня держать детей в напряжении, пресекать их шумные игры и разговоры. Необходимо, чтобы в детском саду детям было весело, чтобы воспитатель умел вовремя и пошутить, и посмеяться. Любящий свое дело педагог хорошо знает детей, он использует для общения с ними каждую минутку, старается расшевелить вялых, пассивных, дает разумное направление энергии ,чрезмерно возбудим, приучать детей сосредотачиваться на выполнении начатого дела и доводить его до конца.

Таким образом: соблюдение режима переходит в привычку, что способствует сохранению здоровья детей. Распорядок жизни в детском саду изо дня в день должен быть одинаковым - слаживается динамический, внешний стереотип.

УРОК ВТОРОЙ: ЗАКАЛИВАНИЕ ОРГАНИЗМА. Задача: приучить хрупкий, растущий организм ребенка переносить перемены температуры в окружающей среде, переход от одного времени года к другому. Основными средствами закаливания являются естественные факторы природы -солнце, воздух и вода. Закаливание проводим по трем правилам:

1.   Постепенность. В младшей группе зарядка после сна, ходьба по
профилактическим дорожкам. Утренняя гимнастика, прогулки, физкультурные
занятия. В средней группе - смена температуры помещений после сна, обливание
рук по локоть водой из крана. В старших группах - йодовые сетки, обливание
лица и шеи. 

2.     Системность: ежедневные обязательные проветривания групп,
соблюдение режима дня: прогулки не сокращать! Проведение закаливающих
процедур.

3.  Учитывать состояние здоровья и индивидуальная чувствительность.
После перенесенных болезней, операций начинать закаливающие процедуры
постепенно и не все сразу.

Во время проведения всех закаливающих процедур обязательно наличие эмоциональго-положительной среды: спокойная, взбадривающая, негромкая музыка, улыбки, спокойная, интонационная речь воспитателя. При закаливании очень  важна  многофакторность:   использование  разных  физических  агентов: холода, тепла, механические движения воздуха, воды и другое. Нельзя, скажем, закаливать ребенка только водными процедурами, так как нельзя заменить прогулку другими средствами закаливания.

Так же необходима полиградационность закаливания - применение раздражителей, разных по силе и времени воздействий (слабые, сильные, медленные, средние). Чтобы организм не привыкал только к одному стереотипу закаленности. При условии полиградационности в закаливании вырабатывается готовность организма без отклонений воспринимать различные естественные термические воздействия, встречающиеся в жизни. Необходимо учитывать при закаливании сочетание общих и местных охлаждений. Скажем при обмывании лица, рук - ноги остаются незакаленными. Оптимальная устойчивость достигается при чередовании общих закаливающих процедур с местными, направленными на наиболее чувствительные к действию холода области - стопы, носоглотки.

Полоскание зева солевым раствором, можно отнести к закаливающий процедуре только тогда, когда соблюдаются температурные моменты. Раствор должен быть не теплым, а от 15 до 10 градусов. Малыши могут после еды и сна сделать 2-3 глотка простой воды или с отваром трав, соблюдая температуру. Только учитывая эти моменты полоскание зева превратиться в закаливающую процедуру, а не только в профилактику гигиены полости рта.

Если проводить все закаливающие процедуры в комплексе, то мы добьемся положительных результатов в здоровье детей.

УРОК ТРЕТИЙ: создание спокойной, доброжелательной обстановке в группе, способствующей хорошему психическому здоровью ребенка. Индикатор психического здоровья всех людей глаза. Грустные - человек психологически не здоров. Одним из частых проявлений эмоций выступает плач. Он указывает на сильное переживание, чувство страха, беспокойства, возбуждения. Различают плач как каприз, просьба, протест, жалоба, требования, просто сигнал и эмоциональная разрядка. Вместе с тем, возникающее после плача состояние облегчает, успокаивает, улучшает настроение ребенка. Что делать, когда ребенок плачет? Давать приказы, советы нецелесообразно, т.к. находясь в состоянии аффекта, ребенок плохо их понимает. Наказывать плачущего нельзя, т.к. от одной отрицательной эмоции последует другая и ребенок забывает причину наказания. Не стоит спешить прерывать плач, следует добиться доверительного контакта, выявить причину, разобраться в ситуации. Перестройке нежелательных эмоциональных реакций должен помочь воспитатель в группе, организуя благоприятный микроклимат во взаимодействиях детей, укрепляет товарищеские отношения. Всего этого легко достигнуть в игре, умело организуя ИЗО -деятельность.детей. В рисунке, поделке отражается душевное состояние ребенка.

Для того, чтобы психическое здоровье детей осуществлялось нормальными темпами и они были здоровы воспитатель должен поддерживать чувства жизнерадостности и бодрости.

УРОК ЧЕТВЕРТЫЙ: проведение физкультурных занятий, физкультурных минуток. Создание в группе уголков релаксации. При проведении занятий решаем три задачи: оздоровительную, воспитательную, образовательную. Дети выполняют движения так, как они могут, как у них получается, как они хотят, как они его видят и понимают. Полное отсутствие насилия со стороны педагога, механического выполнения движений. Важно приобретение прочного энергетического запаса при малых его потерях в физическом плане.

Физкультминутки проводят на любом занятии и в любой форме (стихотворной, музыкальной, игровой, сюжетной). Важно чтобы она была проведена правильно. Например: если дети сидели на занятии - нужны упражнения на разгибание мышц спины. Если стоят - на разгибание ног. Если много говорили - помолчать («суслики в поле»). Сидели без движения рук .— пальчиковые гимнастики («вся моя семья»).

В уголке релаксации - спокойная обстановка для индивидуального отдыха, самоизоляции от коллектива. Расположен, может быть и в спальне, и в группе, и на веранде. Оснащен играми с водой, песком, фотоальбомом, магнитофоном, книгами. Может быть совмещен и с уголком природы. Цель - расслабиться, отдохнуть, прийти в себя.

УРОК ПЯТЫЙ.: питание. Как сказал И.П. Павлов «кусок хлеба насущного является, был и остается одной из самых важных проблем жизни, источником

-   страданий, иногда удовлетворения, в руках врача - могучим средством лечения, в
руках несведущих - причиной заболевания». Существует много принципов
питания: диетическое, раздельное, вегетарианство, сыроядение, натуральное, с
пищевыми добавками и т.д. Главное - чтобы питание благотворительно влияло на
здоровье.

Взрослые должны приложить все усилия, чтобы ребенок сохранил свое здоровье путем приобретения полезных качеств: быстрота, ловкость, сила, выносливость. Все это способствует выработке у детей привычки с детства заниматься спортом на   результатах и примерах образцов, о которых ребенку

    говорит взрослый.

Физическое развитие тела, душевная установка - всецело дело воспитания. А самое главное - любовь, ласка и внимание к ребенку со стороны взрослых.

 

2.3. Результативность программы по здоровьесбережению детей.

Мы считаем, что созданная в детском саду система по здоровьесбережению позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально-активной, творческой личности. Данные выводы подтверждают показатели посещения детьми групп здоровья и физического развития детей за 3 предыдущих года.

Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, постоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности за свое здоровье - все это дает положительный эффект в нашей работе: у большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта.

Дети показывают высокий уровень развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека: быстроты, силы, гибкости, равновесия, выносливости и ловкости, достаточный уровень развития основных движений у детей. Так же они овладели элементарными знаниями о своем теле, о пользе и вреде продуктов питания для организма, методами закаливания.

Одним из показателей результативности мы рассматриваем подготовку детей к обучению в школе. Беседы с учителями подтверждают большой интерес детей к урокам физкультуры, сформированность двигательных умений и навыков, а также стремление к здоровому образу жизни.

Таким образом, целостная система образования, оздоровления, психолого-педагогических инновациях, способствует гармоничному физическому развитию детей и сохранению их драгоценного здоровья.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Моргунова О.Н. - Физкультурно - оздоровительная работа в ДОУ.

2. Галанов А.С. - Игры, которые лечат.

З. Утробина К.К.- Занимательная физкультура в ДОУ.

4. Шукшина СЕ. - «Я и мое тело».

5. Горькова Л.Г. - Занятия физкультурой в ДОУ.

6. Картушина М.Ю. - Программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровья».

7. Дошкольное воспитание 2003г.№ 8 8.Дошкольное воспитание 2005г. № 11

8. Дошкольное воспитание 2004г. №1

9. Дошкольное воспитание 2008г. № 2

10. Чистякова М.И. - «Психогимнастика»

11. Змановский Ю.Ф. - Закаливание

12. Шишкина В.А. - Физическое воспитание дошкольников М 1998г.